МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА Г. БЕЛИНСКОГО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИНЯТА НА ТРЕНЕРСКОМ СОВЕТЕ ОТ 30 августа 2022 г. ПРОТОКОЛ № 5 УТВЕРЖДЕНА ПРИКАЗОМ ДИРЕКТОРА МБОУ ДО ДЮСШ Г. БЕЛИНСКОГО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31 августа 2022 года _____________________/Кошелев В.В. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО Лыжным гонкам РАЗРАБОТЧИК: ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Андрюшкин Вячеслав Васильевич СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 4 года ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН ВОСПИТАННИКОВ 9-18 ЛЕТ 1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по боксу (далее - Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность; по уровню освоения является базовый, по форме обучения – очной, по степени авторства – модифицированной. Нормативно-правовое обеспечение программы. Данная дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе: 1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями) 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р). 3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.95.2015 № 996-р). 4. Порядок организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008). 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; и 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.12.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (рзд. VI/ Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); 7. Методический рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разно уровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242). 8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 09-1844). 9. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 г.); 10. Уставом МБОУ ДО ДЮСШ г.Белинского Пензенской области; 11. Локальными актами МБОУ ДО ДЮСШ г.Белинского Пензенской области. Актуальность и практическая значимость В современных условиях всё более остро встаёт проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Образ жизни детей определяют взрослые, но не всегда родители, уделяют должное внимание физическому воспитанию ребёнка. По статистике 82 % всех выпускников школ имеют отклонения в состоянии здоровья: нарушение осанки, искривление позвоночника, ожирение, близорукость, раннюю гипертонию и др. В этой связи особую актуальность приобретает разработка программ занятий оздоровительной массовой физической культурой и спортом с использованием её наиболее рациональных и доступных средств и методов для учащихся, начиная с младшего школьного возраста. Существует много факторов, которые в течение жизни ослабляют здоровье, и лишь немногие способны его укрепить. В первую очередь – это регулярные занятия физической культурой. Педагогическая целесообразность программы Педагогическая целесообразность данной программы заключается в возможности для самовыражения самому учащемуся. Это достигается путём использования таких методов и приёмов как: соревнования, анализ, сравнение, контроль, создание ситуаций успеха и т.д. Отличительные особенности программы В реализации данной дополнительной общеразвивающей программы участвуют учащиеся среднего школьного возраста. Для поддержания интереса к лыжным гонкам в данном возрасте на занятиях широко используются индивидуальные, парные и групповые задания, участие в соревнованиях. Адресат программы Программа предназначена для учащихся 9-18 лет, желающих заниматься лыжным спортом. Объём программы Программа рассчитана на 324 часов на первом, на втором, третьем и четвёртом году обучения. Форма обучения – очная Виды занятий – практические, теоретические. Срок освоения программы – 4 года. Наполняемость группы -10-25 человек Вид программы-модифицированная Направленность дополнительной общеразвивающей программы – физкультурно-спортивная. Уровень программы – продвинутый. Особенности организации образовательного процесса. Программа предполагает три уровня освоения: стартовый уровень (1 год обучения); базовый уровень (2-3 год обучения); продвинутый уровень (4 год обучения). На стартовом уровне происходит формирование устойчивого интереса к занятиям, всестороннее развитие физических способностей учащихся, укрепление их здоровья, воспитание специальных способностей (выносливости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками катания на лыжах, обучение основным приемам и техникам классического и конькового хода. На базовом уровне происходит повышение общей физической подготовленности учащихся, особенно выносливости, быстроты, скоростносиловых способностей, совершенствование специальной физической подготовленности, овладение основными приемами и действиями, формирование навыков соревновательной деятельности. На продвинутом уровне большее внимание уделяется индивидуализации подготовки учащихся, их спортивному совершенствованию, активному участию в соревновательной деятельности и самореализации в спорте. Режим занятий 1 год обучения - 9 академических часов в неделю (по три учебных часа три раза в неделю), длительность учебного часа – 45 минут. 2 год обучения - 9 академических часов в неделю (по три учебных часа три раза в неделю), длительность учебного часа – 45 минут. 3 год обучения - 9 академических часов в неделю (по три учебных часа три раза в неделю), длительность учебного часа – 45 минут. 4 год обучения - 9 академических часов в неделю (по три учебных часа три раза в неделю), длительность учебного часа – 45 минут. Цель и задачи программы Цель: Создать условия для формирования здорового образа жизни посредством занятий лыжным спортом. Задачи: Обучающие: - содействие гармоничному физическому развитию, всесторонне физической подготовленности, укреплению здоровья учащихся и привитие интереса к занятиям лыжным спортом; - овладение основами техники лыжных ходов и других физических упражнений, особенностей применения и хранения лыжного инвентаря; - углубленное изучение основных элементов техники лыжных ходов; - совершенствование техники классических и коньковых лыжных ходов; - подготовка юных спортсменов-разрядников; - подготовка инструкторов и судей по лыжным гонкам; - подготовка и выполнение нормативных требований. Развивающие: - укрепление здоровья и повышение работоспособности учащихся; развитие волевых качеств лыжника: целеустремлённости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания, решительности и смелости, инициативности и самостоятельности; - выявление задатков, способностей и спортивной одарённости; - приобретение и формирование соревновательного опыта, навыков в организации и проведении соревнований по лыжной подготовке. Воспитательные: - воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни; - воспитание специальных физических качеств; - воспитание черт спортивного характера. - 2. № п\п 1. 2. 3. № п\п Учебный план Разделы программы Количество часов БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения 3 9 312 324 3 9 312 324 3 9 312 324 3 9 312 324 Вводное занятие. Теоретический материал. Практический материал. Итого: Содержание занятий Наименование групп, количество часов 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения Теоретическая подготовка 1 2 3 4 5 Вводное занятие. Знакомство учащихся с целями и задачами на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, парафины. Лыжные гонки в мире, России. Спорт и здоровье. Первая медицинская помощь. Основы техники лыжных ходов. 3 3 3 3 3 3 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 3 1 6 1 2 3 4 5 Правила соревнований, их 2 2 организация, проведение. ИТОГО: 12 12 Практическая подготовка Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Техническая подготовка. Изучение и совершенствование техники лыжных ходов. Тренировка. Контрольные упражнения и соревнования Инструкторская и судейская практика ИТОГО: ВСЕГО: 1 3 12 12 110 100 100 90 60 60 70 60 120 126 116 130 22 26 26 26 - - - 6 312 312 312 312 324 324 324 324 Учебный план № п\п Тема 1 Вводное занятие. Знакомство учащихся с целями и задачами на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, парафины. Лыжные гонки в мире, России. Спорт и здоровье. Первая медицинская помощь. Основы техники лыжных ходов. Правила соревнований, их организация, проведение. 2 3 4 5 6 1 год обучения Количество часов теория практика всего Формы контроля 3 - 3 Опрос 3 - 3 - 2 - 2 - 2 - 2 Опрос 1 - 1 Опрос 1 - 1 - ИТОГО: 1 2 3 4 Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка. Техническая подготовка. Изучение и совершенствование техники лыжных ходов. Тренировка. Контрольные упражнения и соревнования. ИТОГО: Всего: № п\п Тема 1 Вводное занятие. Знакомство учащихся с целями и задачами на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, парафины. Лыжные гонки в мире, России. Спорт и здоровье. Первая медицинская помощь. Основы техники лыжных ходов. Правила соревнований, их организация, проведение. ИТОГО: 2 3 4 5 6 1 2 Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка 12 - 12 - 110 110 - 60 60 - 120 120 - 12 12 - 312 312 12 312 324 2 год обучения Количество часов теория практика всего Выполнение заданий Выполнение заданий Выполнение заданий Контрольные нормативы Формы контроля 3 - 3 Опрос 3 - 3 - 2 - 2 - 2 - 2 Опрос 1 - 1 Опрос 1 - 1 - 12 - 12 - 100 100 - 60 60 Выполнение заданий Выполнение заданий 3 4 Техническая подготовка. Изучение и совершенствование техники лыжных ходов. Тренировка. Контрольные упражнения и соревнования ИТОГО: Всего - 126 126 Выполнение заданий - 16 16 Контрольные нормативы - 312 312 12 312 324 3 год обучения Количество часов теория практика всего № п\п Тема 1 Вводное занятие. Знакомство учащихся с целями и задачами на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь. 3 - 3 Опрос 2 - 2 Опрос Лыжные гонки в мире, России. Спорт и здоровье. Первая медицинская помощь. Основы техники лыжных ходов. Правила соревнований, их организация, проведение. ИТОГО: 2 - 2 Опрос 1 - 1 Опрос 3 - 3 - 1 - 1 - 12 - 12 100 100 - 70 70 - 116 116 - 16 16 2 3 4 5 6 1 2 3 4 Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Техническая подготовка. Изучение и совершенствование техники лыжных ходов. Тренировка. Контрольные упражнения и Формы контроля Выполнение заданий Выполнение заданий Выполнение заданий Контрольные соревнования ИТОГО: - 312 312 Всего 12 312 324 № п\п Тема 1 Вводное занятие. Знакомство учащихся с целями и задачами на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь. Лыжные гонки в мире, России. Спорт и здоровье. Первая медицинская помощь. Основы техники лыжных ходов. Правила соревнований, их организация, проведение. 2 3 4 5 6 ИТОГО: 1 2 3 4 5 нормативы Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Техническая подготовка. Изучение и совершенствование техники лыжных ходов. Тренировка. Контрольные упражнения и соревнования Инструкторская и судейская практика ИТОГО: 4 год обучения Количество часов теория практика всего Формы контроля 3 - 3 Опрос 2 - 2 - 2 - 2 Опрос 1 - 1 - 1 - 1 Опрос 3 - 3 - 12 - 12 90 90 - 60 60 - 130 130 - 16 16 - 16 16 - 312 312 Выполнение заданий Выполнение заданий Выполнение заданий Контрольные нормативы Наблюдение Всего 12 312 324 3. Содержание учебно-тематического плана 1 год обучения Теория 1. Вводное занятие – 3 часа. Знакомство учащихся с целямии и задачами на учебный год. Порядок и содержание работы объединения. 2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, парафины – 3 часа. Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебнотренировочном занятии. Выбор лыж, подготовка к эксплуатации, уход, хранение. Снаряжение лыжника, мелкий ремонт, подготовка инвентаря к соревнованиям. Классификация лыжных мазей и парафинов. Особенности их применения и хранения. 3. Лыжные гонки в мире, России – 2 часа. Лыжные гонки в программе Олимпийских игр. Чемпионаты мира и Европы по лыжным гонкам. Результаты выступлений российских лыжников на международной арене. 4. Спорт и здоровье. Первая медицинская помощь – 2 часа. Задачи и прохождение медицинского осмотра. Поведение, техника безопасности, оказание первой медицинской помощи при травмах, потёртостях и обморожениях. Питание спортсмена. Личная гигиена. Особенности одежды лыжника в различных погодных условиях. 5. Основы техники лыжных ходов – 1 час. Значение рациональной техники в достижении спортивного результата. Роль техники и тактики в совершенствовании спортивного мастерства лыжников. Способы ходов на лыжах и их краткая характеристика. Классификация классических и коньковых ходов. Фазовый состав, структура движений. Индивидуальный анализ техники лыжников-гонщиков. Типичные ошибки. 6. Правила соревнований, их организация, проведение – 1 час. Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников соревнований. Правила прохождения дистанции лыжных гонок. Финиш. Определение времени и результатов индивидуальных гонок. Практика 1. Общая физическая подготовка – 110 часов. В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, лёгкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры. 1. Строевые упражнения: выполнение команд, перестроения. 2. ОРУ: с предметами, без предметов; на месте, в движении; в парах, в кругу; комбинации ОРУ различной координационной сложности. 3. Гимнастические упражнения: с палками, мячами; на снарядах: перекладине, шведской стенке, гимнастической скамейке и т. п., различные прыжки для развития координации движений. 4. Легкоатлетические упражнения: Бег: из различных ИП, с изменением направления, темпа, с преодолением препятствий, ускорения, повторный бег, бег по пересечённой местности, кросс и т. п. Прыжки: в длину с места и с разбега, в высоту, различные сочетания прыжков и т. п. 5. Спортивные игры по упрощённым правилам: баскетбол, волейбол, футбол и т. п. 6. Эстафеты, подвижные игры различного характера, направленные на развитие определённых двигательных качеств. Упражнения для развития силы рук: 1. Лёжа в упоре на руках сгибание и разгибание рук. 2. Стоя на руках (с поддержкой партнёра) сгибание и разгибание рук. 3. «Тачка» - партнёр держит ноги, а упражняющийся идёт на руках. 4. Подтягивание на перекладине. 5. Лазание по канату, шесту, наклонной лестнице. 6. Упражнения со штангой в жиме, рывке и толчке. 7. Упражнения с гантелями, гирями. 8. Толкание и метание ядра одной и двумя руками. 9. Упражнения с набивным мячом. Упражнения для развития силы ног: 1. Ноги на ширине плеч, глубокие приседания на всей ступне, поднимая руки вперёд. 2. Приседание на одной ноге - «пистолетик». 3. Прыжки на месте со скакалкой. 4. Приседание со штангой или партнёром на спине. 5. Прыжки в высоту и длину с места и с разбега. Упражнения для развития выносливости: 1.Бег на средние и длинные дистанции (по дорожке и кросс). 2. Смешанное передвижение по пересечённой местности (чередование ходьбы и бега, бега и имитации в подъёмы). 3. Езда на велосипеде (по шоссе и кросс) и др. 4. Интенсивная ходьба по пересечённой местности. 5. Быстрая ходьба широким шагом-выпадом. Упражнение для развития силы: Упражнения на тренажёрах. Используются разнообразные тренажёры для всех частей тела и групп мышц в различных положениях. Упражнение с сопротивлением упругих предметов (резиновыми амортизаторами и бинтами, эспандерами) в различных положениях, разнообразные движения для всех групп мышц. Упражнения для развития быстроты и ловкости: 1. Бег на короткие дистанции (30-100 м). 2. Прыжки в высоту и длину с места (одиночные, тройные, пятерные и т.п.) и с разбега. 3. Спортивные игры. 4. Элементы акробатики. Упражнения для развития гибкости: 1. Маховые и пружинистые с увеличивающейся амплитудой (для рук, ног и туловища. 2. Наклоны, выпады. Все упражнения на развитие гибкости используются многократно, повторно с постепенным увеличением амплитуды, лучше их выполнять сериями по несколько повторений в каждой. Упражнения для развития равновесия: 1. Приседания на уменьшенной или повышенной опоре. 2. Приседания на неустойчивой опоре. 3. Ходьба, бег и прыжки на гимнастической скамейке, бревне. 4. Упражнение «ласточка», «аист» и др. Для развития скоростно-силовых качеств: 1. Различные прыжки и прыжковые упражнения. 2. Многократные прыжки с места, на одной и двух ногах из различных исходных положений. Для развития скоростно-силовых качеств мышц рук и плечевого пояса: 1. Разнообразные упражнения с внешними отягощениями (набивными мячами, ядрами, гантелями). 2. С отягощением собственным весом. Возможно применение различных амортизаторов и эспандеров, приближающих упражнение к характеру движений в лыжных ходах. Упражнения для развития силы и силовой выносливости: 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа или в упоре на скамейке. 2. Прогибание назад стоя (достать ладонями пятки). 3. Наклон впёред-вниз. 4. Подтягивание на перекладине. 5. Смена ног в выпаде прыжком. 6. Из упора лёжа упор присев толчком обеих ног. 7. Поднимание прямых ног в висе на перекладине. 8. Приседание на одной ноге ("пистолет"). 9. Повороты и вращения туловища. 10. Из приседа или полуприседа выпрыгивание вверх. 11. Из положения лёжа поднимание туловища, ног, ног и туловища вместе. Прыжковые упражнения: 1. Скачки на одной ноге. 2. Многократные прыжки с ноги на ногу с сильным и быстрым отталкиванием и полётом. 3. Чередование прыжков со скачками (например, три скачка и два прыжка). 4. Выпрыгивание вперёд из приседа или полуприседа на обеих ногах. Для развития выносливости применяется: - кроссовый бег по пересечённой местности; Для развития ловкости, координации движений и быстроты: - спортивные игры (баскетбол, футбол и т.д.). 2.Специальная физическая подготовка – 60 часов. Передвижение на лыжах по равнинной и пересечённой местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, спец. ходьба, преимущественно направленная на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса. Основные средства специальной физической подготовки в бесснежный период: - разнообразные имитационные упражнения; - упражнения на тренажёрах (передвижение на лыжероллерах, с резиновыми амортизаторами); - передвижение по пересечённой местности с чередованием бега и имитации в подъёмы различной крутизны и длины. В зимнее время основным средством СФП является передвижение на лыжах. Специальные упражнения также разделяются на две подгруппы: а) специально подготовительные; б) специально подводящие. Специально подготовительные упражнения применяются для развития физических и волевых качеств применительно к лыжным гонкам. Специально подводящие упражнения применяются с целью изучения элементов техники способов передвижения на лыжах. Имитационные упражнения и имитация лыжных ходов: - посадка (стойка) лыжника; - движения рук в попеременном и одновременном ходах на месте; - движения рук в попеременном и одновременном ходе при ходьбе; - движения ног в попеременном двухшажном ходе; - согласование движений рук и ног на месте и в движении. Имитационные упражнения отдельных элементов лыжных ходов: - в положении посадки (стойки) лыжника прыжки или подскоки на слегка согнутых ногах; - в положении посадки лыжника маховые движения руками, как в попеременном двухшажном ходе; - то же с резиновым амортизатором. Имитация классических ходов: попеременного двухшажного и одновременного хода на месте. Имитационные упражнения для освоения конькового стиля. Имитационные упражнения в движении: - шаговая имитация (без палок, с палками); - прыжковая имитация (без палок, с палками). Прыжки-многоскоки с ноги на ногу из стороны в сторону. Прыжки-многоскоки на двух ногах через гимнастическую скамейку (бревно, другие вытянутые препятствия небольшой высоты). Многоскоки из 3-х, 5-ти, 7-ми, 10-ти шагов. 3. Техническая подготовка – 120 часов. Основной задачей технической подготовки на этапе базового уровня является формирование рациональной временной, пространственной и динамической структуры движений. Особое значение имеет углублённое изучение и совершенствование элементов классического хода (попеременно-двухшажного, одновременнобесшажного, одновременно-одношажного, одновременнодвухшажного) и конькового хода (полуконькового, конькового хода без отталкивания руками, двухшажного конькового, одновременно одношажного конькового). Совершенствование горнолыжной техники: подъёмов «полуёлочкой», «ёлочкой», спусков в основной, высокой и низкой стойках, прохождения неровностей, торможения «упором» и «плугом», поворота переступанием в движении, в плуге и т.д. Передвижение со слабой и средней интенсивностью по слабопересечённой, среднепересечённой местности. Повторение прохождения отрезков до 300400м., 800м. с сильной интенсивностью (интервалы для отдыха 5-6 мин.) и т.д. С этой целью применяется широкий круг традиционных методов и средств, направленных на согласованное и слитное выполнение основных элементов классических и коньковых ходов, создание целостной картины двигательного действия и объединение его частей в единое целое. 4. Контрольные упражнения и соревнования – 16 часов. Контрольные нормативы по ОФП и СФП (3 раза в учебном году), контрольные тренировки, участие в соревнованиях по лыжным гонкам различного уровня. 2 год обучения Теория 1. Вводное занятие – 3 часа. Знакомство учащихся с целямии и задачами на учебный год. Порядок и содержание работы объединения. 2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, парафины – 3 часа. Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебнотренировочном занятии. Выбор лыж, подготовка к эксплуатации, уход, хранение. Снаряжение лыжника, мелкий ремонт, подготовка инвентаря к соревнованиям. Классификация лыжных мазей и парафинов. Особенности их применения и хранения. 3. Лыжные гонки в мире, России – 2 часа. Лыжные гонки в программе Олимпийских игр. Чемпионаты мира и Европы по лыжным гонкам. Результаты выступлений российских лыжников на международной арене. 4. Спорт и здоровье. Первая медицинская помощь – 2 часа Задачи и прохождение медицинского осмотра. Поведение, техника безопасности, оказание первой медицинской помощи при травмах, потёртостях и обморожениях. Питание спортсмена. Личная гигиена. Особенности одежды лыжника в различных погодных условиях. 5. Основы техники лыжных ходов – 1 час. Значение рациональной техники в достижении спортивного результата. Роль техники и тактики в совершенствовании спортивного мастерства лыжников. Способы ходов на лыжах и их краткая характеристика. Классификация классических и коньковых ходов. Фазовый состав, структура движений. Индивидуальный анализ техники лыжников-гонщиков. Типичные ошибки. 6. Правила соревнований, их организация, проведение – 1 час. Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников соревнований. Правила прохождения дистанции лыжных гонок. Финиш. Определение времени и результатов индивидуальных гонок. Практика 1. Общая физическая подготовка – 100 часов. В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, лёгкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры. 1. Строевые упражнения: выполнение команд, перестроения. 2. ОРУ: с предметами, без предметов; на месте, в движении; в парах, в кругу; комбинации ОРУ различной координационной сложности. 3. Гимнастические упражнения: с палками, мячами; на снарядах: перекладине, шведской стенке, гимнастической скамейке и т. п., различные прыжки для развития координации движений. 4. Легкоатлетические упражнения: Бег: из различных ИП, с изменением направления, темпа, с преодолением препятствий, ускорения, повторный бег, бег по пересечённой местности, кросс и т. п. Прыжки: в длину с места и с разбега, в высоту, различные сочетания прыжков и т. п. 5. Спортивные игры по упрощённым правилам: баскетбол, волейбол, футбол и т. п. 6. Эстафеты, подвижные игры различного характера, направленные на развитие определённых двигательных качеств. Упражнения для развития силы рук: 1. Лёжа в упоре на руках сгибание и разгибание рук. 2. Стоя на руках (с поддержкой партнёра) сгибание и разгибание рук. 3. «Тачка» - партнёр держит ноги, а упражняющийся идёт на руках. 4. Подтягивание на перекладине. 5. Лазание по канату, шесту, наклонной лестнице. 6. Упражнения со штангой в жиме, рывке и толчке. 7. Упражнения с гантелями, гирями. 8. Толкание и метание ядра одной и двумя руками. 9. Упражнения с набивным мячом. Упражнения для развития силы ног: 1. Ноги на ширине плеч, глубокие приседания на всей ступне, поднимая руки вперёд. 2. Приседание на одной ноге - «пистолетик». 3. Прыжки на месте со скакалкой. 4. Приседание со штангой или партнёром на спине. 5. Прыжки в высоту и длину с места и с разбега. Упражнения для развития выносливости: 1.Бег на средние и длинные дистанции (по дорожке и кросс). 2. Смешанное передвижение по пересечённой местности (чередование ходьбы и бега, бега и имитации в подъёмы). 3. Езда на велосипеде (по шоссе и кросс) и др. 4. Интенсивная ходьба по пересечённой местности. 5. Быстрая ходьба широким шагом-выпадом. Упражнение для развития силы: Упражнения на тренажёрах. Используются разнообразные тренажёры для всех частей тела и групп мышц в различных положениях. Упражнение с сопротивлением упругих предметов (резиновыми амортизаторами и бинтами, эспандерами) в различных положениях, разнообразные движения для всех групп мышц. Упражнения для развития быстроты и ловкости: 1. Бег на короткие дистанции (30-100 м). 2. Прыжки в высоту и длину с места (одиночные, тройные, пятерные и т.п.) и с разбега. 3. Спортивные игры. 4. Элементы акробатики. Упражнения для развития гибкости: 1. Маховые и пружинистые с увеличивающейся амплитудой (для рук, ног и туловища. 2. Наклоны, выпады. Все упражнения на развитие гибкости используются многократно, повторно с постепенным увеличением амплитуды, лучше их выполнять сериями по несколько повторений в каждой. Упражнения для развития равновесия: 1. Приседания на уменьшенной или повышенной опоре. 2. Приседания на неустойчивой опоре. 3. Ходьба, бег и прыжки на гимнастической скамейке, бревне. 4. Упражнение «ласточка», «аист» и др. Для развития скоростно-силовых качеств: 1. Различные прыжки и прыжковые упражнения. 2. Многократные прыжки с места, на одной и двух ногах из различных исходных положений. Для развития скоростно-силовых качеств мышц рук и плечевого пояса: 1. Разнообразные упражнения с внешними отягощениями (набивными мячами, ядрами, гантелями). 2. С отягощением собственным весом. Возможно применение различных амортизаторов и эспандеров, приближающих упражнение к характеру движений в лыжных ходах. Упражнения для развития силы и силовой выносливости: 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа или в упоре на скамейке. 2. Прогибание назад стоя (достать ладонями пятки). 3. Наклон впёред-вниз. 4. Подтягивание на перекладине. 5. Смена ног в выпаде прыжком. 6. Из упора лёжа упор присев толчком обеих ног. 7. Поднимание прямых ног в висе на перекладине. 8. Приседание на одной ноге ("пистолет"). 9. Повороты и вращения туловища. 10. Из приседа или полуприседа выпрыгивание вверх. 11. Из положения лёжа поднимание туловища, ног, ног и туловища вместе. Прыжковые упражнения: 1. Скачки на одной ноге. 2. Многократные прыжки с ноги на ногу с сильным и быстрым отталкиванием и полётом. 3. Чередование прыжков со скачками (например, три скачка и два прыжка). 4. Выпрыгивание вперёд из приседа или полуприседа на обеих ногах. Для развития выносливости применяется: - кроссовый бег по пересечённой местности; Для развития ловкости, координации движений и быстроты: - спортивные игры (баскетбол, футбол и т.д.). 2.Специальная физическая подготовка – 60 часов. Передвижение на лыжах по равнинной и пересечённой местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, спец. ходьба, преимущественно направленная на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса. Основные средства специальной физической подготовки в бесснежный период: - разнообразные имитационные упражнения; - упражнения на тренажёрах (передвижение на лыжероллерах, с резиновыми амортизаторами); - передвижение по пересечённой местности с чередованием бега и имитации в подъёмы различной крутизны и длины. В зимнее время основным средством СФП является передвижение на лыжах. Специальные упражнения также разделяются на две подгруппы: а) специально подготовительные; б) специально подводящие. Специально подготовительные упражнения применяются для развития физических и волевых качеств применительно к лыжным гонкам. Специально подводящие упражнения применяются с целью изучения элементов техники способов передвижения на лыжах. Имитационные упражнения и имитация лыжных ходов: - посадка (стойка) лыжника; - движения рук в попеременном и одновременном ходах на месте; - движения рук в попеременном и одновременном ходе при ходьбе; - движения ног в попеременном двухшажном ходе; - согласование движений рук и ног на месте и в движении. Имитационные упражнения отдельных элементов лыжных ходов: - в положении посадки (стойки) лыжника прыжки или подскоки на слегка согнутых ногах; - в положении посадки лыжника маховые движения руками, как в попеременном двухшажном ходе; - то же с резиновым амортизатором. Имитация классических ходов: попеременного двухшажного и одновременного хода на месте. Имитационные упражнения для освоения конькового стиля. Имитационные упражнения в движении: - шаговая имитация (без палок, с палками); - прыжковая имитация (без палок, с палками). Прыжки-многоскоки с ноги на ногу из стороны в сторону. Прыжки-многоскоки на двух ногах через гимнастическую скамейку (бревно, другие вытянутые препятствия небольшой высоты). Многоскоки из 3-х, 5-ти, 7-ми, 10-ти шагов. 3. Техническая подготовка – 126 часов. Основной задачей технической подготовки на этапе базового уровня является формирование рациональной временной, пространственной и динамической структуры движений. Особое значение имеет углублённое изучение и совершенствование элементов классического хода (попеременно-двухшажного, одновременнобесшажного, одновременно-одношажного, одновременнодвухшажного) и конькового хода (полуконькового, конькового хода без отталкивания руками, двухшажного конькового, одновременно одношажного конькового). Совершенствование горнолыжной техники: подъёмов «полуёлочкой», «ёлочкой», спусков в основной, высокой и низкой стойках, прохождения неровностей, торможения «упором» и «плугом», поворота переступанием в движении, в плуге и т.д. Передвижение со слабой и средней интенсивностью по слабопересечённой, среднепересечённой местности. Повторение прохождения отрезков до 300400м., 800м. с сильной интенсивностью (интервалы для отдыха 5-6 мин.) и т.д. С этой целью применяется широкий круг традиционных методов и средств, направленных на согласованное и слитное выполнение основных элементов классических и коньковых ходов, создание целостной картины двигательного действия и объединение его частей в единое целое. 4. Контрольные упражнения и соревнования – 16 часов. Контрольные нормативы по ОФП и СФП (3 раза в учебном году), контрольные тренировки, участие в соревнованиях по лыжным гонкам различного уровня. 3 год обучения Теория1. Вводное занятие – 3 часа. Знакомство учащихся с целямии задачами на учебный год. Порядок и содержание работы объединения. 2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, парафины – 2 часа. Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебнотренировочном занятии. Выбор лыж, подготовка к эксплуатации, уход, хранение. Снаряжение лыжника, мелкий ремонт, подготовка инвентаря к соревнованиям. Классификация лыжных мазей и парафинов. Особенности их применения и хранения. 3. Лыжные гонки в мире, России – 2 часа. Лыжные гонки в программе Олимпийских игр. Чемпионаты мира и Европы по лыжным гонкам. Результаты выступлений российских лыжников на международной арене. 4. Спорт и здоровье. Первая медицинская помощь – 1 час. Задачи и прохождение медицинского осмотра. Поведение, техника безопасности, оказание первой медицинской помощи при травмах, потёртостях и обморожениях. Питание спортсмена. Личная гигиена. Особенности одежды лыжника в различных погодных условиях. 5. Основы техники лыжных ходов – 2 часа. Значение рациональной техники в достижении спортивного результата. Роль техники и тактики в совершенствовании спортивного мастерства лыжников. Способы ходов на лыжах и их краткая характеристика. Классификация классических и коньковых ходов. Фазовый состав, структура движений. Индивидуальный анализ техники лыжников-гонщиков. Типичные ошибки. 6. Правила соревнований, их организация, проведение – 1 час. Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников соревнований. Правила прохождения дистанции лыжных гонок. Финиш. Определение времени и результатов индивидуальных гонок. Практика 1. Общая физическая подготовка – 100 часов. В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, лёгкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры. 1. Строевые упражнения: выполнение команд, перестроения. 2. ОРУ: с предметами, без предметов; на месте, в движении; в парах, в кругу; комбинации ОРУ различной координационной сложности. 3. Гимнастические упражнения: с палками, мячами; на снарядах: перекладине, шведской стенке, гимнастической скамейке и т. п., различные прыжки для развития координации движений. 4. Легкоатлетические упражнения: Бег: из различных ИП, с изменением направления, темпа, с преодолением препятствий, ускорения, повторный бег, бег по пересечённой местности, кросс и т. п. Прыжки: в длину с места и с разбега, в высоту, различные сочетания прыжков и т. п. 5. Спортивные игры по упрощённым правилам: баскетбол, волейбол, футбол и т. п. 6. Эстафеты, подвижные игры различного характера, направленные на развитие определённых двигательных качеств. Упражнения для развития силы рук: 1. Лёжа в упоре на руках сгибание и разгибание рук. 2. Стоя на руках (с поддержкой партнёра) сгибание и разгибание рук. 3. «Тачка» - партнёр держит ноги, а упражняющийся идёт на руках. 4. Подтягивание на перекладине. 5. Лазание по канату, шесту, наклонной лестнице. 6. Упражнения со штангой в жиме, рывке и толчке. 7. Упражнения с гантелями, гирями. 8. Толкание и метание ядра одной и двумя руками. 9. Упражнения с набивным мячом. Упражнения для развития силы ног: 1. Ноги на ширине плеч, глубокие приседания на всей ступне, поднимая руки вперёд. 2. Приседание на одной ноге - «пистолетик». 3. Прыжки на месте со скакалкой. 4. Приседание со штангой или партнёром на спине. 5. Прыжки в высоту и длину с места и с разбега. Упражнения для развития выносливости: 1.Бег на средние и длинные дистанции (по дорожке и кросс). 2. Смешанное передвижение по пересечённой местности (чередование ходьбы и бега, бега и имитации в подъёмы). 3. Езда на велосипеде (по шоссе и кросс) и др. 4. Интенсивная ходьба по пересечённой местности. 5. Быстрая ходьба широким шагом-выпадом. Упражнение для развития силы: Упражнения на тренажёрах. Используются разнообразные тренажёры для всех частей тела и групп мышц в различных положениях. Упражнение с сопротивлением упругих предметов (резиновыми амортизаторами и бинтами, эспандерами) в различных положениях, разнообразные движения для всех групп мышц. Упражнения для развития быстроты и ловкости: 1. Бег на короткие дистанции (30-100 м). 2. Прыжки в высоту и длину с места (одиночные, тройные, пятерные и т.п.) и с разбега. 3. Спортивные игры. 4. Элементы акробатики. Упражнения для развития гибкости: 1. Маховые и пружинистые с увеличивающейся амплитудой (для рук, ног и туловища. 2. Наклоны, выпады. Все упражнения на развитие гибкости используются многократно, повторно с постепенным увеличением амплитуды, лучше их выполнять сериями по несколько повторений в каждой. Упражнения для развития равновесия: 1. Приседания на уменьшенной или повышенной опоре. 2. Приседания на неустойчивой опоре. 3. Ходьба, бег и прыжки на гимнастической скамейке, бревне. 4. Упражнение «ласточка», «аист» и др. Для развития скоростно-силовых качеств: 1. Различные прыжки и прыжковые упражнения. 2. Многократные прыжки с места, на одной и двух ногах из различных исходных положений. Для развития скоростно-силовых качеств мышц рук и плечевого пояса: 1. Разнообразные упражнения с внешними отягощениями (набивными мячами, ядрами, гантелями). 2. С отягощением собственным весом. Возможно применение различных амортизаторов и эспандеров, приближающих упражнение к характеру движений в лыжных ходах. Упражнения для развития силы и силовой выносливости: 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа или в упоре на скамейке. 2. Прогибание назад стоя (достать ладонями пятки). 3. Наклон впёред-вниз. 4. Подтягивание на перекладине. 5. Смена ног в выпаде прыжком. 6. Из упора лёжа упор присев толчком обеих ног. 7. Поднимание прямых ног в висе на перекладине. 8. Приседание на одной ноге ("пистолет"). 9. Повороты и вращения туловища. 10. Из приседа или полуприседа выпрыгивание вверх. 11. Из положения лёжа поднимание туловища, ног, ног и туловища вместе. Прыжковые упражнения: 1. Скачки на одной ноге. 2. Многократные прыжки с ноги на ногу с сильным и быстрым отталкиванием и полётом. 3. Чередование прыжков со скачками (например, три скачка и два прыжка). 4. Выпрыгивание вперёд из приседа или полуприседа на обеих ногах. Для развития выносливости применяется: - кроссовый бег по пересечённой местности; Для развития ловкости, координации движений и быстроты: - спортивные игры (баскетбол, футбол и т.д.). 2.Специальная физическая подготовка – 70 часов. Передвижение на лыжах по равнинной и пересечённой местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, спец. ходьба, преимущественно направленная на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса. Основные средства специальной физической подготовки в бесснежный период: - разнообразные имитационные упражнения; - упражнения на тренажёрах (передвижение на лыжероллерах, с резиновыми амортизаторами); - передвижение по пересечённой местности с чередованием бега и имитации в подъёмы различной крутизны и длины. В зимнее время основным средством СФП является передвижение на лыжах. Специальные упражнения также разделяются на две подгруппы: а) специально подготовительные; б) специально подводящие. Специально подготовительные упражнения применяются для развития физических и волевых качеств применительно к лыжным гонкам. Специально подводящие упражнения применяются с целью изучения элементов техники способов передвижения на лыжах. Имитационные упражнения и имитация лыжных ходов: - посадка (стойка) лыжника; - движения рук в попеременном и одновременном ходах на месте; - движения рук в попеременном и одновременном ходе при ходьбе; - движения ног в попеременном двухшажном ходе; - согласование движений рук и ног на месте и в движении. Имитационные упражнения отдельных элементов лыжных ходов: - в положении посадки (стойки) лыжника прыжки или подскоки на слегка согнутых ногах; - в положении посадки лыжника маховые движения руками, как в попеременном двухшажном ходе; - то же с резиновым амортизатором. Имитация классических ходов: попеременного двухшажного и одновременного хода на месте. Имитационные упражнения для освоения конькового стиля. Имитационные упражнения в движении: - шаговая имитация (без палок, с палками); - прыжковая имитация (без палок, с палками). Прыжки-многоскоки с ноги на ногу из стороны в сторону. Прыжки-многоскоки на двух ногах через гимнастическую скамейку (бревно, другие вытянутые препятствия небольшой высоты). Многоскоки из 3-х, 5-ти, 7-ми, 10-ти шагов. 3. Техническая подготовка – 116 часов. Основной задачей технической подготовки на этапе базового уровня является формирование рациональной временной, пространственной и динамической структуры движений. Особое значение имеет углублённое изучение и совершенствование элементов классического хода (попеременно-двухшажного, одновременнобесшажного, одновременно-одношажного, одновременнодвухшажного) и конькового хода (полуконькового, конькового хода без отталкивания руками, двухшажного конькового, одновременно одношажного конькового). Совершенствование горнолыжной техники: подъёмов «полуёлочкой», «ёлочкой», спусков в основной, высокой и низкой стойках, прохождения неровностей, торможения «упором» и «плугом», поворота переступанием в движении, в плуге и т.д. Передвижение со слабой и средней интенсивностью по слабопересечённой, среднепересечённой местности. Повторение прохождения отрезков до 300400м., 800м. с сильной интенсивностью (интервалы для отдыха 5-6 мин.) и т.д. С этой целью применяется широкий круг традиционных методов и средств, направленных на согласованное и слитное выполнение основных элементов классических и коньковых ходов, создание целостной картины двигательного действия и объединение его частей в единое целое. 4. Контрольные упражнения и соревнования – 16 часов. Контрольные нормативы по ОФП и СФП (3 раза в учебном году), контрольные тренировки, участие в соревнованиях по лыжным гонкам различного уровня. 4 год обучения Теория1. Вводное занятие – 3 часа. Знакомство учащихся с целямии задачами на учебный год. Порядок и содержание работы объединения. 2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, парафины – 2 часа. Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебнотренировочном занятии. Выбор лыж, подготовка к эксплуатации, уход, хранение. Снаряжение лыжника, мелкий ремонт, подготовка инвентаря к соревнованиям. Классификация лыжных мазей и парафинов. Особенности их применения и хранения. 3. Лыжные гонки в мире, России – 2 часа. Лыжные гонки в программе Олимпийских игр. Чемпионаты мира и Европы по лыжным гонкам. Результаты выступлений российских лыжников на международной арене. 4. Спорт и здоровье. Первая медицинская помощь – 1 час. Задачи и прохождение медицинского осмотра. Поведение, техника безопасности, оказание первой медицинской помощи при травмах, потёртостях и обморожениях. Питание спортсмена. Личная гигиена. Особенности одежды лыжника в различных погодных условиях. 5. Основы техники лыжных ходов – 1 час. Значение рациональной техники в достижении спортивного результата. Роль техники и тактики в совершенствовании спортивного мастерства лыжников. Способы ходов на лыжах и их краткая характеристика. Классификация классических и коньковых ходов. Фазовый состав, структура движений. Индивидуальный анализ техники лыжников-гонщиков. Типичные ошибки. 6. Правила соревнований, их организация, проведение – 2 часа. Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников соревнований. Правила прохождения дистанции лыжных гонок. Финиш. Определение времени и результатов индивидуальных гонок. Практика 1. Общая физическая подготовка – 90 часов. В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, лёгкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры. 1. Строевые упражнения: выполнение команд, перестроения. 2. ОРУ: с предметами, без предметов; на месте, в движении; в парах, в кругу; комбинации ОРУ различной координационной сложности. 3. Гимнастические упражнения: с палками, мячами; на снарядах: перекладине, шведской стенке, гимнастической скамейке и т. п., различные прыжки для развития координации движений. 4. Легкоатлетические упражнения: Бег: из различных ИП, с изменением направления, темпа, с преодолением препятствий, ускорения, повторный бег, бег по пересечённой местности, кросс и т. п. Прыжки: в длину с места и с разбега, в высоту, различные сочетания прыжков и т. п. 5. Спортивные игры по упрощённым правилам: баскетбол, волейбол, футбол и т. п. 6. Эстафеты, подвижные игры различного характера, направленные на развитие определённых двигательных качеств. Упражнения для развития силы рук: 1. Лёжа в упоре на руках сгибание и разгибание рук. 2. Стоя на руках (с поддержкой партнёра) сгибание и разгибание рук. 3. «Тачка» - партнёр держит ноги, а упражняющийся идёт на руках. 4. Подтягивание на перекладине. 5. Лазание по канату, шесту, наклонной лестнице. 6. Упражнения со штангой в жиме, рывке и толчке. 7. Упражнения с гантелями, гирями. 8. Толкание и метание ядра одной и двумя руками. 9. Упражнения с набивным мячом. Упражнения для развития силы ног: 1. Ноги на ширине плеч, глубокие приседания на всей ступне, поднимая руки вперёд. 2. Приседание на одной ноге - «пистолетик». 3. Прыжки на месте со скакалкой. 4. Приседание со штангой или партнёром на спине. 5. Прыжки в высоту и длину с места и с разбега. Упражнения для развития выносливости: 1.Бег на средние и длинные дистанции (по дорожке и кросс). 2. Смешанное передвижение по пересечённой местности (чередование ходьбы и бега, бега и имитации в подъёмы). 3. Езда на велосипеде (по шоссе и кросс) и др. 4. Интенсивная ходьба по пересечённой местности. 5. Быстрая ходьба широким шагом-выпадом. Упражнение для развития силы: Упражнения на тренажёрах. Используются разнообразные тренажёры для всех частей тела и групп мышц в различных положениях. Упражнение с сопротивлением упругих предметов (резиновыми амортизаторами и бинтами, эспандерами) в различных положениях, разнообразные движения для всех групп мышц. Упражнения для развития быстроты и ловкости: 1. Бег на короткие дистанции (30-100 м). 2. Прыжки в высоту и длину с места (одиночные, тройные, пятерные и т.п.) и с разбега. 3. Спортивные игры. 4. Элементы акробатики. Упражнения для развития гибкости: 1. Маховые и пружинистые с увеличивающейся амплитудой (для рук, ног и туловища. 2. Наклоны, выпады. Все упражнения на развитие гибкости используются многократно, повторно с постепенным увеличением амплитуды, лучше их выполнять сериями по несколько повторений в каждой. Упражнения для развития равновесия: 1. Приседания на уменьшенной или повышенной опоре. 2. Приседания на неустойчивой опоре. 3. Ходьба, бег и прыжки на гимнастической скамейке, бревне. 4. Упражнение «ласточка», «аист» и др. Для развития скоростно-силовых качеств: 1. Различные прыжки и прыжковые упражнения. 2. Многократные прыжки с места, на одной и двух ногах из различных исходных положений. Для развития скоростно-силовых качеств мышц рук и плечевого пояса: 1. Разнообразные упражнения с внешними отягощениями (набивными мячами, ядрами, гантелями). 2. С отягощением собственным весом. Возможно применение различных амортизаторов и эспандеров, приближающих упражнение к характеру движений в лыжных ходах. Упражнения для развития силы и силовой выносливости: 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа или в упоре на скамейке. 2. Прогибание назад стоя (достать ладонями пятки). 3. Наклон впёред-вниз. 4. Подтягивание на перекладине. 5. Смена ног в выпаде прыжком. 6. Из упора лёжа упор присев толчком обеих ног. 7. Поднимание прямых ног в висе на перекладине. 8. Приседание на одной ноге ("пистолет"). 9. Повороты и вращения туловища. 10. Из приседа или полуприседа выпрыгивание вверх. 11. Из положения лёжа поднимание туловища, ног, ног и туловища вместе. Прыжковые упражнения: 1. Скачки на одной ноге. 2. Многократные прыжки с ноги на ногу с сильным и быстрым отталкиванием и полётом. 3. Чередование прыжков со скачками (например, три скачка и два прыжка). 4. Выпрыгивание вперёд из приседа или полуприседа на обеих ногах. Для развития выносливости применяется: - кроссовый бег по пересечённой местности; Для развития ловкости, координации движений и быстроты: - спортивные игры (баскетбол, футбол и т.д.). 2.Специальная физическая подготовка – 60 часов. Передвижение на лыжах по равнинной и пересечённой местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, спец. ходьба, преимущественно направленная на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса. Основные средства специальной физической подготовки в бесснежный период: - разнообразные имитационные упражнения; - упражнения на тренажёрах (передвижение на лыжероллерах, с резиновыми амортизаторами); - передвижение по пересечённой местности с чередованием бега и имитации в подъёмы различной крутизны и длины. В зимнее время основным средством СФП является передвижение на лыжах. Специальные упражнения также разделяются на две подгруппы: а) специально подготовительные; б) специально подводящие. Специально подготовительные упражнения применяются для развития физических и волевых качеств применительно к лыжным гонкам. Специально подводящие упражнения применяются с целью изучения элементов техники способов передвижения на лыжах. Имитационные упражнения и имитация лыжных ходов: - посадка (стойка) лыжника; - движения рук в попеременном и одновременном ходах на месте; - движения рук в попеременном и одновременном ходе при ходьбе; - движения ног в попеременном двухшажном ходе; - согласование движений рук и ног на месте и в движении. Имитационные упражнения отдельных элементов лыжных ходов: - в положении посадки (стойки) лыжника прыжки или подскоки на слегка согнутых ногах; - в положении посадки лыжника маховые движения руками, как в попеременном двухшажном ходе; - то же с резиновым амортизатором. Имитация классических ходов: попеременного двухшажного и одновременного хода на месте. Имитационные упражнения для освоения конькового стиля. Имитационные упражнения в движении: - шаговая имитация (без палок, с палками); - прыжковая имитация (без палок, с палками). Прыжки-многоскоки с ноги на ногу из стороны в сторону. Прыжки-многоскоки на двух ногах через гимнастическую скамейку (бревно, другие вытянутые препятствия небольшой высоты). Многоскоки из 3-х, 5-ти, 7-ми, 10-ти шагов. 3. Техническая подготовка – 130 часов. Основной задачей технической подготовки на этапе базового уровня является формирование рациональной временной, пространственной и динамической структуры движений. Особое значение имеет углублённое изучение и совершенствование элементов классического хода (попеременно-двухшажного, одновременнобесшажного, одновременно-одношажного, одновременнодвухшажного) и конькового хода (полуконькового, конькового хода без отталкивания руками, двухшажного конькового, одновременно одношажного конькового). Совершенствование горнолыжной техники: подъёмов «полуёлочкой», «ёлочкой», спусков в основной, высокой и низкой стойках, прохождения неровностей, торможения «упором» и «плугом», поворота переступанием в движении, в плуге и т.д. Передвижение со слабой и средней интенсивностью по слабопересечённой, среднепересечённой местности. Повторение прохождения отрезков до 300400м., 800м. с сильной интенсивностью (интервалы для отдыха 5-6 мин.) и т.д. С этой целью применяется широкий круг традиционных методов и средств, направленных на согласованное и слитное выполнение основных элементов классических и коньковых ходов, создание целостной картины двигательного действия и объединение его частей в единое целое. 4. Контрольные упражнения и соревнования – 16 часов. Контрольные нормативы по ОФП и СФП (3 раза в учебном году), контрольные тренировки, участие в соревнованиях по лыжным гонкам различного уровня. 5. Инструкторская и судейская практика – 16 часов. Помощь в организации и проведении соревнований, судейство соревнований по лыжным гонкам в различных образовательных учреждениях района. Выполнение обязанностей судьи на старте и финише, контролёров, секретаря и т.д. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обучения Дата начала бучения по программе Всего учебных недель Кол-во учебных часов Режим занятий 01 сентября Дата окончания обучения по программе 31 мая 1 год 36 недель 324 часов 2 год 01 сентября 31 мая 36 недель 324 часов 3 год 01 сентября 31 мая 36 недель 324 часов 4 год 01 сентября 31 мая 36 недель 324 часов 3 раза в неделю по 3 часа 3 раза в неделю по 3 часа 3 раза в неделю по 3 часа 3 раза в неделю по 3 часа 4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Учащиеся должны знать: - правила безопасного поведения; - историю развития лыжного спорта; - краткие сведения о строении и функциях организма; - влияние физических упражнений на организм; - врачебный контроль, самоконтроль, первую медицинскую помощь; - основы техники и тактики лыжных ходов; - правила поведения и технику безопасности на занятиях; - лыжный инвентарь; - правила соревнований по лыжным гонкам; - краткую характеристику техники лыжных ходов. Учащиеся должны уметь: - владеть практическими навыками проведения соревнований; - владеть техникой передвижения на лыжах; - владеть техникой способов подъёмов, спусков, торможения, поворотов, преодоления неровностей; - владеть тактикой прохождения дистанции и применения лыжных ходов в зависимости от конкретных условий; - распределять силы по дистанции: старт, обгон, выбор места для обгона, финиш. 5.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ/АТТЕСТАЦИИ Для оценки уровня практического владения лыжными гонками в ходе учебного процесса проводится текущий и итоговый контроль сдачи контрольно-переводных нормативов. Оценочные материалы Способы определения результативностиреализации программы подводятся на основе имеющихся контрольных нормативов по общей физической подготовке и специальной физической подготовке (далее по тексту ОФП и СФП), результатов участия в соревнованиях различного уровня. Для оценки уровня подготовки учащиеся сдают: ОФП 2 раза в учебном году и СПФ 1 раз в учебном году - контрольные нормативы по ОФП – сентябрь-декабрь; - контрольно-переводные нормативы по ОФП – май; - СФП – март-апрель. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ 1 год 2 год 3 год 4 год Контрольные нормативы юн. дев. юн. дев. юн. дев. юн. дев. Бег 60 метров (сек.) 10.0 10.2 9.8 10.0 9.6 9.8 9.4 9.6 Прыжки в длину с места (см.) Подтягивание (колво раз) Сгибание рук в упоре лёжа на гимнастической скамейке Кросс 1 км. Прохождение на лыжах 100 м. с хода (классика) (сек.) Прохождение на лыжах 500 м. с хода (коньковый) (сек.) Количество стартов 160 5 150 - 170 7 160 - 180 9 170 - 190 10 180 - - 14 - 16 - 18 - 20 5.10 24 5.50 26 5.00 23 5.40 25 4.50 22 5.30 23 4.40 21 5.20 22 2.20 2.30 2.10 2.20 2.05 2.15 2.00 2.10 6 6 6-8 6-8 8-10 8-10 10 10 1-2 юн 1-2 юн 1юн 3 1юн 3 3 3 2-3 2-3 Выполнение разрядных нормативов (рекомендуется) Основным показателем выполнения программных требований дополнительной общеразвивающей программы «Лыжные гонки» является следующее: - выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке; - рекомендуется выполнение спортивного разряда; - овладение знаниями теории лыжного спорта и практическими навыками проведения соревнований; - участие в соревнованиях: Виды контроля Виды контроля Содержание Методы, формы контроля Сроки контроля Текущий контроль Систематическая проверка и оценка образовательных результатов по конкретным темам на отдельных занятиях. Текущая проверка знаний и умений проводится в форме наблюдений, опроса, выполнения заданий В течение учебного года Оперативный контроль Оперативный контроль за функциональным состоянием учащихся, оценка переносимости нагрузки, выявление отклонений в состоянии здоровья. На каждом занятии контролируется влияние физической нагрузки на каждого учащегося В течение учебного года Промежуточная аттестация Оценка качества освоения учащимися содержания общеразвивающей программы по итогам полугодия, 1, 2 и 3 года обучения. Соревнования, сдача контрольных нормативов по ОФП и СФП Сентябрь, декабрь, май Итоговая аттестация Оценка результативности освоения учащимися общеразвивающей программы по итогам 4 года обучения. Сдача контрольных нормативов по ОФП и СФП, соревнования май 6.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение учебного процесса: спортивный зал; оснащение спортивного зала; свисток, секундомер; спортивный инвентарь (мячи, скакалки, перекладина, амортизаторы), лыжный инвентарь (лыжи, палки, ботинки, мази, парафины); тренажёрный зал; стадион; лыжная база; наглядный и дидактический материал: учебно-методическая литература, тематические карточки, фотографии, картины и плакаты, видео. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы для педагога: 1. Программа «Лыжные гонки», 1997 год; М, Просвещение. 2. В.Д. Евстратов, Г.Б. Чукардин «Лыжный спорт»,1989 год; ФиС. 3. В.Д. Евстратов, Виролайнен П.М. «Коньковый ход? И не только», 1988 год; ФиС. 4. «Лыжные гонки, правила соревнований», 1989 год; ФиС. 5. Бергман В.И. «Лыжный спорт», 1968 год; ФиС. 6. Донской Д.Д., Гросс Х.Х. «Техника лыжника – гонщика», 1971 год; ФиС. 7. Матвеев Л.П. «Проблемы периодизации спортивной тренировки», 1965год; ФиС. 8. Огольцов И.Г. «Тренировка лыжника-гонщика»,1971 год; ФиС. 9. Журналы «Лыжный спорт» М.- редакция журнала «Лыжный спорт». Список литературы для учащихся и родителей: 1. Бажуков С.М. «Здоровье детей – общая забота», 1987; Москва, ФиС. 2. Мазуревич В.И. «Физическая культура и здоровье северян», 1987год; Мурманское книжное издание. 3. И.М. Коротков. «Подвижные игры в школе», 1979 год; М, Просвещение. 4. В.К. Бальсевич. «Физическая культура для всех и каждого», 1988 год; Москва, ФиС. И.Б. Масленников, В.Е. Капланский. «Лыжный спорт», 1984год; Москва, ФиС 7.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Теоретическая подготовка проходит в форме лекций и бесед, практическая подготовка – в форме учебно-тренировочных занятий, контрольных тренировок, соревнований. Лучшим методом обучения является квалифицированный показ и объяснение. Большое значение в тренировочном процессе имеет равномерный метод тренировок в восстанавливающем, поддерживающем и развивающем режиме. Для совершенствования скоростной выносливости чаще всего применяется повторный метод. Этим методом выполняются скоростно-силовые упражнения. Учебный материал включает теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях учащиеся получают необходимые знания по истории развития лыжного спорта, основах гигиены лыжника, самоконтроле, организации соревнований. На практических занятиях приобретаются и совершенствуются навыки техники и тактики лыжного спорта. Каждое тренировочное занятие разделено на четыре части: • Организационная • Вводная • Основная • Заключительная Организационная часть включает подготовку инвентаря, построение и выход на рабочую дистанцию. Вводная часть включает инструктаж по технике безопасности, разминку, в том числе различные общеразвивающие упражнения и бег. В основную часть входят изучение техники и тактики лыжных ходов, развитие и совершенствование необходимых физических качеств. Заключительная часть включает восстанавливающие упражнения и работу с инвентарем. Организационная часть тренировочных занятий не должна быть растянута. Большая часть времени отводится на основную часть. В основной части тренировочного занятия применяются различные средства обучения: передвижение на лыжах по равнинной или пересечённой местности, подъёмы разной крутизны, эстафеты. В заключительной части занятия выполняются дыхательные упражнения и упражнения на расслабление, восстанавливающий бег. Методы обучения. Знания, умения, навыки передвижения на лыжах формируются с помощью слова, показа и при выполнении учащимися упражнений. Точность, краткость, эмоциональность, понятность – основные требования к объяснению. Указания и команды должны отличаться лаконичностью. Наглядность достигается путём использования в занятии показа преподавателем. Показ более действенен, так как дети склонны к подражанию. При решении частных задач обучения используются такие приёмы как показ упражнения или его элемента на месте; выполнение упражнения с делением его на элементы, с подсчётом, пояснением, облегчением, затруднением условий передвижения, установки ориентиров. Методы стимулирования и мотивации. Используются словесные оценки как способ корректировки действий; самооценка деятельности как способ отслеживания динамики образовательных результатов. Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования и поощрения учащегося. Каждая оценка комментируется с целью поддержки его стремления к новым успехам. Из методов диагностики учебных результатов и личностных изменений используются такие, как наблюдение. Воспитательная работа Главной задачей в занятии с обучающимися является воспитание моральных качеств, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия, спортивной этики и взаимоотношениях между людьми в сфере спорта. Важную роль в нравственном воспитании играет непосредственная спортивная деятельность. Формирование чувства ответственности перед товарищами, обществом и нравственных качеств личности должно осуществляться одновременно с развитием волевых качеств. Большое воспитательное значение имеет личный пример и авторитет педагога дополнительного образования. Талантливый педагог воспитывает в ребенке дисциплинированность, умение контролировать свои эмоции, признавать свои ошибки и трезво смотреть на ситуацию, уверенность в себе, упорство. Во взрослой жизни эти навыки помогают человеку достойно выходить из сложившихся жизненных ситуаций, достигать поставленных целей. Какую бы цель ни поставил перед собой человек - добиться успехов в бизнесе, показать отличные спортивные результаты, создать надежную семью и воспитать ребенка, - навыки, полученные на тренировках, помогут ему достичь этой цели. Воспитательная работа в процессе тренировочной деятельности должна быть направлена на развитие и совершенствование значимых свойств личности. Она включает мероприятия, которые обеспечивают решение задач по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, воспитания гражданственности и патриотизма. Для этого педагогом используются разнообразные формы работы с обучающимися: - профориентационные мероприятия (встречи с известными спортсменами; тренерами-преподавателями); . - участие в физкультурно-оздоровительных акциях, праздниках: «День здоровья», День «Легкоатлетической эстафеты», «Со спортом всей семьей», Всероссийской заочной акции «Физическая культура и спорт - альтернатива пагубным привычкам», «Лыжня России»; - участие в соревнованиях, посвященных памятным датам: соревнования, посвященные Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, соревнования ко «Дню защитника Отечества»; проведение конкурсов, акций, выставок, направленных на приобщение обучающихся к социально-педагогической деятельности по профилактике пагубных привычек, духовному и физическому совершенствованию, к ценностям олимпийского движения и его идеалов, пропаганде здорового образа жизни, ведению исследовательской и творческой деятельности, участию в волонтёрском движении; - повышение уровня мотивация обучающихся за счет поощрений, убеждений и др; - самостоятельная проектная работа в летний оздоровительный период. Большое внимание отводится работе с родителями: - проведение собраний, дискуссионных площадок, встреч по вопросам воспитания культуры поведения юных лыжников; -создание курса лекций и практик для родителей по вопросам физического воспитания в условиях дистанционного обучения; - разъяснительные работы среди обучающихся и родителей (законных представителей) по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье; - посещение всеми участниками образовательных отношений (обучающийся, педагог, родитель) открытых занятий, соревнований по лыжным гонкам. Психологическая подготовка на данном этапе выступает как воспитательный и самовоспитательный процесс. И направлена на формирование свойств личности, позволяющих успешно выступать за счет адаптации к конкретным условиям и к специфическим экстремальным условиям соревнований. Приложение № 1 Оценка уровней освоения программы Уровень Параметры Показатели Высокий Теоретические Успешное освоение учащимися 85-100% содержания уровень знания программы. Учащийся самостоятельно ориентируется в содержании пройденного материала, способен самостоятельно систематизировать, обобщать информацию, сделать вывод без ошибок, отлично владеет специальной терминологией. Практические Соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям. Свободно владеет умения и специальным оборудованием и оснащением. Все действия навыки выполняет правильно, уверенно и быстро. Выполнение нормативов Выполняет контрольные нормативы по ОФП и СФП на 85-100%. Средний Теоретические Успешное освоение учащимися 70-85% содержания уровень знания программы. Почти полное усвоение учебного материала (иногда требуется помощь педагога), достаточно хорошо владеет специальной терминологией, знает и успешно применяет на практике полученные знания. Практические Выполняет задания согласно описанию, уверенно, но умения и допускает незначительные ошибки. навыки Выполнение Выполняет контрольные нормативы по ОФП и СФП на нормативов 70-85%. Низкий Теоретические Успешное освоение учащимися от 50% до 70% уровень знания содержания программы. Владеет неполной информацией, знает значение специальных терминов, но путается в них, нуждается в помощи педагога. Практические При выполнении заданий допускает значительные умения и ошибки. навыки Выполнение Выполняет контрольные нормативы по ОФП и СФП на нормативов 50-70%. Приложение № 2 ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Лыжные гонки» Формами подведения итогов реализации общеразвивающей программы «Лыжные гонки» являются сдача контрольно-переводных нормативов и участие в соревнованиях различного уровня. № п\п 1 2 3 4 5 Фамилия, имя Виды испытаний Год рождения Бег 60м. Прыжок в длину с места Подтягивание (мальчики), сгибание рук в упоре лёжа (девочки) Кросс 1 км. Лыжная подготовка 100м. 500м. Кол-во стартов Спорт. разряд Промежуточная (итоговая) аттестация пройдена/не пройдена